+7 913 9432702
+7 923 7026749
mixaluh67@mail.ru

630541, Новосибирская область,
Новосибирский район,
пос. Элитный, Советское шоссе, 5

Наряду с легковыми ТС, грузовые автомобили являются неотъемлемой частью общего автопарка нашей страны и мира в целом. Основное их призвание это перевозка разнообразных грузов по различным дорогам и местностям.

Как правило, перевозка грузов, особенно в нашей стране, сопровождается:

  • Частыми перегрузами ТС и автоприцепов;
  • Передвижением по дорогам с не надлежащим качеством покрытия;
  • Не соблюдением периодичности ТО автомобилей и прицепов;
  • Дорожно-транспортными происшествиями.

Совокупность этих факторов или отдельные их случаи приводят к тому, что очень часто наряду с основными узлами и агрегатами авто, рамы грузовиков и автоприцепов также выходят из строя или вовсе приходят в негодность для дальнейшей эксплуатации. Рама деформируется или изламывается.

Немного теории

Изгиб кузова или рамы для любого автомобиля является нормальным процессом и называется эластичной деформацией.

Кузов автомобиля или рама грузовика может изгибаться:

Как пul>
  • При движении на ровном участке дороги, так и при преодолении различных неро- вностей;
  • При загрузк- е и разгрузке ТС;
  • На неподвижном автомобиле от собственного веса кузова, кабины, трансмиссии и ходовой части;
  • Виды повреждений рамы

    • Боковое смещение. Пожалуй, наиболее распространенный вид повреждения рамы. Обычно это смещение проявляется в случае ДТП или является результатом отклонения сразу нескольких элементов рамы от прямого угла относительно продольных лонжеронов.
    • Вертикальная деформация (прогиб, изгиб или выгиб). Данный тип повреждения рамы появляется в результате воздействия на нее вертикальных нагрузок или скручивающей силы.
    • Кручение рамы. В этом случае продольные лонжероны остаются прямыми, но не параллельными относительно друг друга. Как правило, крайние поперечины рамы часто деформируются и подвергаются замене. Центральные же подвергаются лишь перекосу и относительно легко поддаются восстановлению.
    • Диагональное смещение рамы. Охарактеризовать данный вид повреждения можно, если представить самосвал, переворачивающийся при разгрузке. В этом случае все поперечины рамы смещаются от прямого угла, а их соединение к раме деформируется. Если применить данное повреждение к седельным тягачам или трехосным трейлерам, то такое повреждение рамы маловероятно. В этом случае аналогичная авария приведет скорее к боковому смещению рамы.
    • Локальная деформация, повреждение или разрыв рамы. Могут быть вызваны, например не правильным использованием тягового устройства или применением сверх нагрузок на ТС.

    Актуальность ремонта

    Без сомнения раму грузовика или автоприцепа можно отнести к одной из главных деталей ТС. Неся на себе нагрузку силового агрегата и шасси, она к тому же, подвержена дополнительным нагрузкам: массе перевозимого груза в совокупности с нагрузками передаваемым от дорог с не надлежащим качеством покрытия. Конечно, новая рама, окажется наилучшим решением при ее повреждении, однако ее ремонт также не лишен рядом некоторых особенностей:

    • Стоимость новой рамы гораздо выше, чем ее ремонт;
    • Так как деталь крупногабаритная, зачастую только ее доставка занимает порядка 1 месяца, что не благоприятно сказывается на простоях коммерческой техники;
    • Сама замены рамы весьма трудоемкая процедура - на практике это полные разбор и сборка автомобиля;
    • На большинстве автомобилей рама – это номерной агрегат и при ее замене на аналогичную деталь, необходимы дополнительные регистрационные действия;
    • Как упоминалось выше, регистрация новой рамы отражается в ПТС и не дает возможность скрыть факт повреждения ТС, например, при последующей продаже.

    Технология ремонта

    Работы по восстановлению геометрии рамы грузовых авто и автоприцепов состоят из нескольких этапов. В первую очередь транспортное средство устанавливается на специальный стапель, где при помощи лазерного стенда проверяется геометрия рамы на наличие отклонений от заводских значений. Затем, по мере необходимости, снимется навесное оборудование, после чего приступают к самой правке конструкции.

    На ремонтируемую раму в определенных местах закрепляют специальные вытяжные элементы. Далее при помощи вертикальных и горизонтальных гидравлических прессов, раме придают первоначальный вид одновременно в нескольких плоскостях. Таким образом, при наличии специального оборудования, геометрия рамы восстанавливается до заводских значений.

    Однако стоит отметить, что ремонт поврежденной рамы может сводиться не только к ее правке и восстановлению геометрии, как правило, при серьезных ДТП или перегрузе - рама лопается. Такие повреждения также поддаются ремонту, в этих случаях потребуется сварка, но важно соблюсти определенную технологию ремонта:

    • Обязательно разделывать швы перед сваркой металла. Шов должен быть разделан под углом в 90°;
    • Сварочные работы выполнять только полуавтоматом;
    • Избегать лишнего перегрева рамы;
    • Проваривать корень сварного шва;
    • Перед сваркой рамы рекомендуется засверлить конец трещины сверлом диаметром 5-6 мм;
    • Место излома рамы необходимо усилить накладкой из швеллера большего размера или треугольной накладкой;

    Всегда надо помнить, что лучше сделать один раз хорошо, чем потом много раз переделывать!